Синематека: Чехов




С 27 января по 2 февраля мы покажем специальную программу «Синематека: Чехов», приуроченную к 160-летию со дня рождения классика русской литературы. К наследию Антона Павловича и его хандрящим, живущим пустые жизни героям обращались как заслуженные классики советского кинематографа (Йосиф Хейфиц экранизировал его несколько раз), так и на тот момент начинающие режиссеры Никита Михалков, Андрей Кончаловский и Сергей Соловьев. Мы выбрали для вас лучшие чеховские фильмы советского кинематографа.

Все показы проходят с пленки 35 мм из архива Москино.

Вход бесплатный, в порядке живой очереди.


ВЫМПЕЛ
27 января 11:00

Медведь. 1938. 45 мин. СССР. Реж. Исидор Анненский. 0+

САТУРН
27 января 14:00

Три сестры. 1964. 112 мин. СССР. Реж. Самсон Самсонов. 0+

СПУТНИК
27 января 15:20

В городе «С». 1966. 106 мин. СССР. Реж. Иосиф Хейфиц. 0+

ЮНОСТЬ
27 января 19:00

Дядя Ваня. 1970. 104 мин. СССР. Реж. Андрей Кончаловский. 0+

ЗВЕЗДА
28 января 20:20

Неоконченная пьеса для механического пианино. 1976. 97 мин. СССР. Реж. Никита Михалков. 0+

ТУЛА
29 января 15:00

Медведь. 1938. 45 мин. СССР. Реж. Исидор Анненский. 0+

ИСКРА
31 января 11:00

Дама с собачкой. 1960. 83 мин. СССР. Реж. Иосиф Хейфиц. 6+

ФАКЕЛ
2 февраля 12:00

Семейное счастье. 1969. 89 мин. СССР. Реж. Андрей Ладынин, Сергей Соловьев, Александр Шейн. 0+

Медведь. 1938. 45 мин. СССР. Реж. Исидор Анненский. 0+
К помещице Поповой (Ольга Андровская), тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов (великолепный Михаил Жаров), который требует немедленно вернуть долг покойного мужа и даже вызывает вдову на дуэль. Впрочем, потом он передумает. Дипломная работа Анненского считается одним из лучших кинодебютов советского кино.

Дама с собачкой. 1960. 83 мин. СССР. Реж. Иосиф Хейфиц. 6+
Анна Сергеевна (Ия Савина) из Саратова знакомится на ялтинском курорте с московским банкиром Гуровым (Алексей Баталов), и их случайная встреча перерастает во что-то большее. Но у обоих есть семья. Типичный Чехов с его слабыми героями, тоской и невозможностью перемены участи, разыгранный прекрасной актерской парой. Фильм номинировался на главный приз Каннского кинофестиваля.

Три сестры. 1964. 112 мин. СССР. Реж. Самсон Самсонов. 0+
Генерал Прозоров получил новое назначение и перевез семью из Москвы в провинциальный городок. Прошли годы, генерал умер, а его взрослые дети, три дочери и один сын, так и остались прозябать в городке и мечтать о Москве – кто-то живет в несчастливом браке, а кто-то погряз в азартных играх и вынужден заложить их общий дом. Классическая неспешная экранизация Чехова, идеально передающая настроение его пьес.

В городе «С». 1966. 106 мин. СССР. Реж. Иосиф Хейфиц. 0+
Вновь режиссер Исофис Хейфиц, на этот раз снявший фильм по повести Чехова «Ионыч», с парой Анатолий Папанов и Нонна Терехова. Он – земской врач Старцев, молодой и полный честолюбивых планов. Она – Катерина Ивановна, дочка его друзей, насмешливая капризная красавица, которая видит свое будущее на сцене. Он делает ей предложение, она его отвергает. Проходят годы, и Катерина Ивановна сама зовет в гости любезного Дмитрия Ионовича. Только вот он уже слишком сильно изменился и ничем не напоминает молодого себя. История медленного угасания души, блестяще срежиссированная Хейфицем.

Семейное счастье. 1969. 89 мин. СССР. Реж. Андрей Ладынин, Сергей Соловьев, Александр Шейн. 0+
Черно-белый альманах по рассказам Антона Чехова интересен прежде всего дебютом Сергея Соловьева, снявшего первую и последнюю новеллы. В первой, «От нечего делать», Вячеслав Тихонов играет обманутого мужа, который застает целующимися жену (Алиса Фрейдлих) и студента (Николай Бурляев), но в итоге не очень-то расстраивается. Особенно хороша последняя история, где герой Георгий Буркова приезжает свататься к дочери своего соседа по имению (прекрасный Анатолий Папанов) и затевает на свою голову спор о Воловьем Лужке.

Дядя Ваня. 1970. 104 мин. СССР. Реж. Андрей Кончаловский. 0+
Интеллигент Иван Войницкий (Иннокентий Смоктуновский) живет с племянницей Соней (Ирина Купченко) в захолустном поместье и чахнет от тоски. Когда у него в гостях окажется красавица Елена Серебрякова (Ирина Мирошниченко), Иван затоскует с новой силой, но уже от неразделенной любви. Фильм запоминается прежде всего сильными актерскими работами – Смоктуновский, Купченко, Владимир Зельдин в образе профессора Серебрякова, Сергей Бондарчук в роли доктора Астрова. Часть фильма Кончаловский снял на французскую пленку «Кодак», а когда она закончилась, продолжил снимать на отечественной пленке плохого качества. В результате кино получилось частично цветным, частично черно-белым, и теперь это выглядит как специально задуманное художественное решение. Добавим сюда музыку Альфреда Шнитке и получим нестандартную, хоть и очень чеховскую по духу, экранизацию классика.

Неоконченная пьеса для механического пианино. 1976. 97 мин. СССР. Реж. Никита Михалков. 0+
Летом в усадьбе генеральской вдовы Войницевой собираются гости. Один из них – доктор Михаил Платонов (Александр Калягин), который вдруг узнает в жене пасынка Войницевой, Софье (Елена Соловей), свою первую любовь. Между ними происходит объяснение, и Софья даже готова оставить мужа ради Платонова. Но, увы, уже слишком поздно… Михалков в самом расцвете творческих сил смог собрать в одной картине сразу несколько произведений Чехова – «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь» – и ухватить то самое «чеховское настроение».